15 июня 2013
Утро в координатах:
60 48.826 N
33 43.079 E (Свирьстрой)

Вечер в координатах:
60 55.171 N
34 13.867 E Свирь (Черный берег)

Пройденное расстояние за день – 45 км

В это время года добропорядочные граждане предпочитают ехать на Юг и как можно быстрее. Мы же идем на Север и медленно. На Соловки. Но и этот путь в традициях нашей Родины.

Стоянка у «Черного берега» в белую ночь на пути к Белому морю. Все меньше красок, все больше контрастов.

В действительности путешествие по воде от Санкт-Петербурга до Соловецких островов могло бы быть отдельной, и не менее интересной, частью фотографического проекта. Мы нашли множество историй и репортажей на этом пути. Первоначально мы планировали доставить яхту на Белое море по суше, но отсутствие какого-либо бюджета не позволило нам этого сделать. Поэтому мы решили перегнать яхту своими силами и извлечь выгоду из обстоятельств: провести испытания яхты, команды и возможности работать почти в экстремальных условиях.

Опасности на воде при отсутствии инфраструктуры подстерегают везде: непредсказумая северная погода, отсутствие стоянок, швартовок и даже лодочных станций. За бензином приходится ехать на такси или ходить пешком с канистрами и то, только в крупных населенных пунктах, которые встречаются не часто, а питьевую воду — просить у частных лиц из их личных колодцев. В итоге мы тратим все время на организацию движения и отдыха и меньше всего на работу — фотосъемку. С другой стороны, мы освоили премудрости швартовки при сильном течение реки, порывистом ветре и большой волне. Мы уверенно чувствуем себя при расхождении с большими судами на узком фарватере и действительно, в силу сложившихся обстоятельств, превращаемся из фотографов в мореходов.

Пришвартоваться к какой-нибудь полузатопленной железяке на реке — это еще не гарантия, что ночью можно спать спокойно. Возможно, что хозяин этой железяки, который обязательно найдется, перерубит швартовые концы, пока ты спишь и яхту выбросит на камни или на берег. Возможно, переменится ветер и яхту будет бить другим бортом, где нет иранцев. Возможно, пройдет рядом пассажирское судно с такой волной, что нас сорвет с якорей. Все эти обстоятельства необходимо учитывать, даже если они и непредсказуемы.

Мы беспощадно эксплуатируем мотор яхты. Идти под парусом по узкому фарфатеру с активным трафиком судоходства, при резкой перемене ветра и порывах — очень сложно. Всегда приходится «подрабатывать» мотором. В конце концов мотор стал барахлить на малых оборотах и были очевидные проблемы с карбюратором. Пришлось его адаптировать к отечественному бензину, который нам постоянно недоливают на местных бензозаправках. Это стало очевидным потому, что мы можем точно замерить его количество в канистрах. Воруют.

Суда, которые нам встречаются на пути — в основном нефтезаливные класса «река-море». Кроме танкеров встречаются и «белые пароходы» с иностранными туристами, которые с удивлением смотрят на разрушенные и захламленные берега больших рек, пальцами показывают на «бабушка» и скупают «матрешка», сделанные в Китае. Перевозят и русских туристов, которые чаще всего предпочитают в угаре плясать на верхних палубах теплоходов под русский шансон. Другой флот на каналах, реках и озерах практически отсутствует. Это и понятно: мы качаем нефть из земли и отдыхаем, как можем. Любой другой труд, включая изготовления матрешек, для нас малоэффективен или слишком интеллектуален.

Жизнь с воды выглядит иначе, чем с берега. Удивительно, но к воде ведут внутренние открытые дворы жителей побережья, в то время как со стороны суши люди пытаются скрыть за заборами и воротами свою частную собственность и личную жизнь. Может быть, потому, что мы приходим с воды, люди верят нам больше и помогают. Они удивляются заявленному нами маршруту, понимают и всегда желают удачи в нашем нелегком пути.

Когда я просыпаюсь ночью, то в начале вижу профиль Алексея. Поднимаю голову выше и вижу спящих в «яхтенных гробиках» Александра и Артема. Я встаю, выхожу на палубу и проверяю швартовые. Примерно то же самое происходит с каждым. Пока мы это делаем — мы в безопасности.

Текст и фото: Олег Климов

На фото: Село Свирица, вечер. Заголовок — слова из песни русского шансона.

—————————————————

15th of June, 2013
Morning in the following coordinates:
60 48.826 N
33 43.079 E (Svirstroy)

Evening in the following coordinates:
60 55.171 N
34 13.867 E Svir (Black Beach)

The distance covered a day — 45 km

At this time of year the respectable citizens prefer to go to the South and as quickly as possible. We are going to the North and slowly. To the Solovki. But this way in the traditions of our country too. Mooring at the «Black beach» in the «white night» on the way to the White Sea. Fewer colors, more contrasts.
Actually, traveling by water from St. Petersburg to the Solovetsky Islands could be a separate part of the photographic project and no less interesting. We found a lot of stories and reportings along the way. Initially, we have planned to deliver the yacht to the White Sea by land, but the lack of money did not allow us to do that. Therefore we decided to drive the yacht by our own and take advantages of the circumstances — to test the yacht, the crew and the ability to work at almost extreme conditions.
Dangers on the water lurk everywhere with the absence of infrastructure: unpredictable northern weather, there are no moorings and even no boat stations. We have to take taxi or walk on foot with cans to the big settlements to buy some gasoline. But we don’t meet them often. As for the drinking water we have to ask people for it from their private wells.
As a result we spend all time for the movement and rest organisation and less time for the work — photographing. On the other hand, we have mastered the wisdom of mooring at strong river flow, a gusty wind and high waves.
We feel confident when passing the big ships on the narrow waterway and really we turn into the sailors from the photographers due to these circumstances.
When you moor to some waterlogged “piece of iron” on the river there is no guarantee that you can sleep and don’t think about it. It could be that the owner of this «piece of iron» (that exists for sure) will cut the mooring ropes while you are asleep and the yacht will washe upon the rocks or on the riverbank.
The wind could change and the other side of the yacht could be beaten where there are no fenders, the passenger ship could get past nearby and raises the tide so that break mooring. All these factors must be taken into account even if they are unpredictable.
We ruthlessly exploit the yacht engine. To sail through the narrow fairway with an active shipping traffic at sharp changes of the wind gusts is very difficult. We have to use the engine always when it is necessary. At the end of it all the engine started to hiccough at low speed, there were obvious problems with the carburetor. So we had to “adapt” it for our domestic gasoline, which the people do not top up constantly on the local gas stations.
This is evident because we can measure the amount of it in cans accurately. It is stealing.
The ships that we meet on our way are mostly “river-sea” oil tankers. Also we meet «white steamships» with foreign tourists who look in wide-eyed astonishment at ruined riverbanks, point fingers to “babyshka” and buy «matryoshka» made in China.
We meet Russian tourists too, they prefer to dance in an alcoholic fume on upper decks listening Russian chanson. There is almost no other fleet on channels, rivers and lakes. And we know why: we pump oil from the earth and we rest as we can. Any other work for us is «ineffective» or «too intellectual», including manufacturing of matryoshkas.

Life from water looks different, than from bank. It is strange but the courtyards leading to the water are open when people try to close their private property and life behind the fences and gates from the other side.
May be because we come from waters — people trust us more and help. They are wondering our declared route, understand, and always wish good luck in our hard way.

When I wake up at night first I see Alexey’s profile. I lift head above and see sleeping Alexander and Artem in the «yacht coffins”.
I get up; I go out on the deck and check the mooring. About the same thing happens to everyone. As long as we do it — we are safe.

The text and photo by Oleg Klimov

The photo of Village Sviritsa, evening. Title — words from a song of Russian chanson.

Thanks and talk to you later from river ))