Яхта в координатах:

62 52.049N
34 27.983E
Медведь гора

До сих пор мы рассказывали в Вахтенном журнале о том, как живем в достаточно изолированном пространстве яхты окруженные водой, как путешествуем, с какими радостями и трудностями встречаемся на своем пути. До начала официальной экспедиции мы сделали три репортажа и, в конце концов, прибыли на место, с которого и начинается основная часть нашего путешествия  — Беломорканал и Соловецкие острова. Места символические и связанные между собой трагической историей и судьбами десятки тысяч людей.

Мы будем стоять на яхте в разных местах, используя ее как «плавучую базу»: делать фотографии и фоторепортажи района, который для себя мы назвали как «память места». Состав фотографов будет меняться, и в ближайшее время мы ожидаем на борт Екатерину Соловьеву и Катю Богачевскую. Во вторник (2 июля) нас посетит Маша Новикова, режиссер голландского документального кино, которая снимает фильм по моим военным фотографиям 90-х годов. 4 июля я покину борт яхты Freelancer и вернусь к свои обязанностям 8 июля.

Наше прибытие на Беломорканал совпало с захоронением останков военных летчиков времен Второй мировой войны. Вместе с Артемом Лежепековым мы поехали на место захоронения.

Казалось бы это простая история, но ее детали кажутся мне сложными, когда неизбежно начинаешь думать о взаимоотношениях человека и государства.

30 ноября 1944 года самолет ИЛ-2 («Летающий танк»), в экипаж которого входили Александр Малышевский (командир), Гирш Баран (штурман) и Анвар Абзалетдинов (техник), совершали разведовательный перелет по маршруту Сегежа-Петрозаводск. В условиях плохой видимости самолет был вынужден лететь на низкой высоте… и врезался в сопку недалеко от селения Пиндуши. Ничего героического. Просто война и нелетная погода.

69 лет назад, несмотря на то что было известно место гибели экипажа, родственникам Александра Малышевского и Гирша Баран первоначально сообщили: «пропали безвести», а потом уточнили «Похоронены в братской могиле Петрозаводска». То, что Анвар Абзалетдинов был также на борту самолета, было неизвестно.

20 лет назад деревенские мальчишки нашли в лесу самолет ИЛ-2, а местные взрослые сдали его на металлолом  — в том числе две пушки и пулемет,  — получив за это скромный гонорар от государства.

Год назад на месте гибели самолета была случайно найдена деталь ордена Отечественной войны 1-й степени с номером 2883, выданного на имя Гирша Баран. Профессиональные поисковики исследовали район и обнаружили обгоревшие костные остатки, предположительно принадлежавшие членам экипажа самолета. В течение года были восстановлены все имена погибшего экипажа, включая Анвара Абзалетдинов, который до сих пор считался пропавшим без вести.

И только 29 июня 2013 года состоялась церемония захоронения летчиков в братской могиле на 618 километре трассы Санкт-Петербург-Мурманск, в одном гробу: русский, еврей и башкир. На похоронах присутствовали родственники погибших, а также руководитель администрации района, представитель партии «Единая Россия» и местный священник. Каждый из них произнес свою речь, но плакали только родственники. Как 69 лет назад, так и сейчас.

За несколько лет до начала Отечественной войны в этом же месте состоялись другие похороны, и если мы действительно говорим о «памяти места», то это невозможно не вспомнить (протоколы допроса Михаила Родионовича Матвеева, офицера НКВД):

 — Вы принимали участие в операциях по приведению приговоров в исполнение над осужденными к высшей мере наказания?
— Да, в таких операциях я принимал участие неоднократно, начиная с 1918 года, с перерывом с 23-го по 27-й год.
— Были ли вы командированы в период с 37-го года на операцию по приведению приговоров в исполнение в НКВД Карельской СССР?
— В 1937-м году примерно в октябре или ноябре месяце я от бывшего замначальника управления НКВД по Ленинградской области Гарина получил распоряжение выехать на станцию Медвежья гора в Беломорский Балтийский комбинат (ББК), во главе бригады по приведению приговоров в исполнение над осужденными к высшей мере наказания, что было мной выполнено в течение примерно 20-22 дней.
— Кто непосредственно приводил приговора в исполнение и в чем заключалась обязанность остальных членов вашей бригады?
— Непосредственно приводили приговоры в исполнение я, Матвеев Михаил Родионович и Алафер, помощник коменданта.
— Расскажите, как приводились вами приговора в исполнение над осужденными.
— Осужденных к высшей мере наказания привозили на машине в предназначенное для этого место, то есть в лес, вырывали большие ямы и там же, то есть в указанной яме приказывали арестованному ложиться вниз лицом, после чего в упор из револьвера в арестованного стреляли.
— Имели ли место случаи избиения арестованных до приведения приговора в исполнение?
— Да, такие случаи действительно имели место.

«Приговорённых «готовили» в трёх комнатах барака, расположенных анфиладой. В первой комнате — «сверяли личность», раздевали и обыскивали. Во второй — раздетых связывали. В третьей — раздетых и связанных оглушали ударом деревянной «колотушки» по затылку. Потом грузили в машину, человек по сорок, и накрывали брезентом. Члены «бригады» садились сверху. Если кто-то из лежащих внизу приходил в себя, его «успокаивали» ударом «колотушки». По прибытии на полигон людей сбрасывали по одному в заготовленную яму, на дне которой стоял Матвеев. Он лично стрелял каждому в затылок. Так он «приводил в исполнение» человек по 200-250 за «смену».
4 ноября работа была закончена. Всего были расстреляны 1111 человек — один по ходу дела умер, а четверо были истребованы и этапированы в следственные тюрьмы. Михаил Родионович Матвеев с формулировкой «за успешную борьбу с контрреволюцией» был награжден орденом Красной Звезды — «преуспел в невозможном»!» («Ежедневный журнал», Александр Черкасов).

Место гибели 1111 человек стало известно только в начале 90-х годов и тоже почти случайно. Мы многое не прощаем друг другу, но почему-то с легкостью забываем преступления государства против человечности. Это тоже наша «память места».

Фото и текст: Олег Климов

———————-

The yacht coordinates:

62 52.049N
34 27.983E
Bear Mountain

Till now we have been telling how we lived in rather closed space of our yacht surrounded by water, how we were traveling, and what joys and problems we met along the way in the «Logbook». We make three reportings prior to the beginning of the official expedition and, eventually we have arrived to the place from we start the basic part of our travel – The White Sea Canal and the Solovetsky Islands. The places are symbolic and connected among themselves by tragic history and destinies of ten thousands people.

We will be staying with our yacht in different places, using it as «depot ship» for taking photos and photo reports of area which we named as “memory of a place”. The staff of the photographers will be changing. We are waiting aboard Ekaterina Solovyeva and Katya Bogachevskya in the near future. On Tuesday (on July, 2nd) we will be visited by Masha Novikova, a Dutch documentary filmmaker who shoots a film on my military photos of 90th. On July, 4th I leave a board of yacht “Freelancer” and return to my duties the 8th of July.

Our arrival to the White Sea Canal has coincided with the burying of remains of military pilots of the Second World War. Artemom Lezhepekovym I and, we went to the place of the burial.

It would seem a simple story, but its details seem to me complex when you inevitably start to think about mutual relations between a man and the state.

On November, 30th, 1944 IL-2 plane (“Flying tank”) with the crew: Alexander Malyshevsky (commander), Girsh Baran (navigator) and Anvar Abzaletdinov (technician) were making a scouting flight on a route Segezha – Petrozavodsk. In the conditions of low visibility the plane had to fly at low altitude …and crashed into the hill not far from Pindushi village. Nothing heroic. Just war and non-flying weather.

69 years ago at first Alexander Malyshevsky and Girsha Baran’s relatives were informed that they were “Missing”, and then specified – “Are buried in a communal grave of Petrozavodsk” in spite of the fact that the place of crew death was known. Nobody knew that Anvar Abzaletdinov had been aboard.
20 years ago rural boys have found IL-2 plane in the wood, and local adults have handed it on scrap metal, together with two guns and a machine gun, having received the fee for it from the state.
A year ago on the place of the plane crash the part of the Order of the Patriotic War of the 1st degree with the 2883 number, had been given to Girsga Baran was accidentally found. The professional searchers have investigated area and have found the charred bones remains, presumably crewmen of the plane. Within a year the all names of the lost crew have been restored, including Anvar Abzaletdinov who was considered till now as a missing person.

And only the 29th of June the burial ceremony of the pilots in a communal grave has taken place on 618th kilometre of a road St.-Petersburg – Murmansk, they were in one coffin: the Russian, the Jew and the Bashkir. There were relatives of perished, as well as the head of district administration, the representative of the party «United Russia» and the local priest at the funeral. Each of them gave the speech, but the only relatives cried now as they had cried 69 years ago.

A few years before World War II at this very place another funeral took part and if we are really speaking about “memory of a place” it is impossible not to recall the interrogation reports of Michael Rodionovicha Matveeva, the officer of NKVD:

— Did you take part in the operations to execution of sentences of the convicted to death?
— Yes, I took part in such operations repeatedly, since 1918, with a break from 23rd to the 27th year.
— Have you been sent to the operation on execution of sentences to the Karelian NKVD of the USSR?
— In 1937, around October or November I was ordered by former deputy head of the NKVD in Leningrad region to leave for the Bear Mountain station to the White Sea Baltic Plant, leading the brigade on the execution of sentences of the convicted to death punishment, that was executed by me within approximately 20-22 days.

— Who directly executed the sentences and what was the duty of other members of your brigade?
— I, Michael Rodionovich Matveev and Alafer the commandant assistant directly executed the sentences.
— How did you execute the sentences of convicted persons?
— The men convicted to death were brought by the car to the place intended for it, that was in a wood, we digged the big graves and at the same place, that is at the specified hole we ordered to arrested man to lay face down then man was shot point black from a revolver.
— Have there been any cases of beating of arrested persons before the execution of the sentence?
— Yes, such cases really have taken place.

Convicted» were “prepared” in three rooms of the barrack located as a suite. In the first room —they “checked the identity”, undressed and searched. In the second — they tied the naked men. In the third — naked and bound men were stunned by a blow of a wooden «beater» on a head. Then they were loaded in the car, in groups of forty, and covered with a canvas. Members of the «brigade» sat on top. If someone of lying men below came to the senses, he was “calmed” by a “beater” blow. Upon arrival at the ground people were dropped to the one of the prepared graves at the bottom of which Matveev was. He was shooting personally to everyone in the head. So he «executed the sentences» for about 200-250 men per “working day”.
On November, 4th the work was finished. In total the 1111 persons have been shot — one has died during the process, and four men have been reclaimed and transported to the remand prisons. Michael Rodionovich Matveev was awarded the Order of the Red Star with the phrase “for successful struggle against counterrevolution” – “succeeded in the impossible”! «(«Daily Magazine”, Alexander Tcherkasov).

The place of 1111 men’s death became known only in the early nineties and just by chance. We do not forgive much each other, but for some reason easily forget crimes of the state against humanity. It is ours “memory of a place” too.

Photo and the text: Oleg Klimov