19 августа 2013

Уважаемые читатели Вахтенного журнала,

мне кажется необходимым ответить на некоторые вопросы, которые были заданы в комментариях и лично мне по телефону или в переписке. Здесь два комментария:

«Последнее сообщение с борта конец июля, а сегодня уже середина августа, писать разучились?Первоначальная идея была в том, что бы делать посты с картинками в вахтенный журнал каждый день. Это необходимо для поддержания боевого духа у сочувствующих и сопереживающих наблюдателей. Если делать посты раз от раза, то пропадает интерес отслеживать экспедицию и теряется смысл одна из ее составляющих, хроника. Хроника очень важна, она позволяет эмоционально прикоснуться к походу», Олег Никишин.

«поддержу олега. чуваки, инстаграммы эт конечно здорово, но мы тут типа следим и ждем. соберитесь и чиркните уже что-нибудь», Александр Белокуров.

Прежде, чем сказать что-то в свое оправдание, я должен извиниться за задержку материалов в Вахтенном журнале. От имени экипажа яхты Freelancer, я приношу наши искренние извинения. Материалы будут появляться и дальше, а недостающие (из рукописного Вахтенного журнала) появятся и в он-лайн журнале. Просто дайте нам немного времени.

Оправдания же могут показаться простые для вас, но достаточно сложные для каждого из нас. Они касаются не только Вахтенного журнала, а всего проекта в целом.

Первая причина. Мы не получили должного финансирования проекта и стали делать его практически на свои собственные средства, на свой страх и риск. Общая сумма расходов до настоящего момента составляет более 13 тысяч евро. Для такого рода фотографического проекта — это очень маленькая сумма, но для нас она является «критической». Некоторые из вас помогли нам. Мы признательны за это и все, что мы публикуем публично или в закрытом журнале — исключительно для вас и благодаря вам. Вместе с тем, мы делаем материалы, которые будут представлены на итоговой и «промежуточной» выставке. Это тоже огромный пласт работы и не всегда связан с фотожурналистикой и журналистикой.

Вторая причина. Не только состав экспедиции, но и сама ее организация были изменены уже в ходе ее осуществления. Стоял вопрос: закрыть экспедицию или продолжать, несмотря на возникшие проблемы. Я решил продолжать. В итоге все материалы мы готовим на борту яхты: выбор фотографий, видео-монтаж, тексты… Как правило, этим занимаюсь я, в единственном числе. У нас нет должной профессиональной поддержки на берегу. В результате мы стали практически автономны на воде. Члены экипажа (Александр Аксаков и Артем Лежепёков), кроме управления яхтой и обеспечением живучести на борту, занимаются фото и видео съемками. При первой же возможности. Также на борт мы приглашаем фотографов (уже работали Александр Мякишев (два раза), Екатерина Соловьева, Сергей Трапезин), которые все свое время могут посвящать занятию фотографией по своему усмотрению и которые также являются участниками фотографической экспедиции, но не участвуют в управление яхты и обеспечению живучести на ней. Как вам известно, у нас также далеко не всегда бывает электричество на борту, телефонная связь и интернет.

Третья причина. Движение яхты ограничивается скоростью до 8-10 километров в час. Не важно, под парусом или под мотором. Мы предпочитаем парус, потому что не надо платить за бензин, искать его по берегам и потому что мы любим ветер. Однако мы значительно зависим от погодных условий и стихии. Таким образом, на переход от места до места съемки мы тратим достаточно много времени и сил. Если не понятно, то скажу: это означает, что весь экипаж занимается исключительно управлением яхты. После прибытия на место стоянки мы начинаем искать «истории и темы», снимать. Это принципиально другой род занятий, чем яхтинг вдоль берегов России, но не менее сложный и мучительный. Опять-таки должен сказать, что у нас нет ресечеров и фиксеров на берегу, редакторов и т.п., кто мог бы помогать нам в поисках репортажей, историй, искать контакты и договариваться о встречах. Ни один человек не позвонил нам и не написал: парни, здесь есть классная история «про бабУшка», поезжайте к ней и расскажите нам про нее. Все хотят читать и смотреть готовые истории, сидя у монитора или с планшетом в руках, но многие даже представления не имеют, как эти историю добываются и делаются в конечном итоге. Я понимаю, что это не является причиной для оправдания непрофессионализма, но просто хочу напомнить, что нас только трое в лодке и мы продолжаем двигаться и делать материалы. Ну и потому говорю, что Вахтенный журнал для того и существует, чтобы вы знали не только «конечный результат», но «внутреннюю кухню» или хотя бы часть того, что происходит с нами.

Четвертая причина. Если вы никогда не жили втроем в одной лодке на воде, то ее достаточно трудно понять. Лодка длиной 7 метров 62 сантиметра, в ширину — 2 метра 60 сантиметров. В ней постоянно живут три человека со своими личными вещами и личной жизнью. Туалет, если нет дам на борту — на бушприте, душ — за бортом. Это единственные места на лодке, где можно уединиться, побыть одному, просто подумать. Через некоторое время ты начинаешь понимать, что являешься если не частью самой яхты, то частью своего соседа по шконке (кровать), и выбор только один: покинуть яхту или смириться с реальными обстоятельствами. До сих пор мы можем договариваться и уважительно относиться друг к другу. Мне кажется это очень важным еще потому, что фотографическая экспедиция по исследованию берегов России, в том числе, превратилась в эксперимент «над самими исследователями». И это не менее интересно и иногда не менее драматично, чем то, что происходит вокруг нас и о чем мы делаем наши репортажи.

Ну, и последнее по поводу инстаграм. Мы постоянно их делаем не потому, что нам нравиться снимать самих себя и пейзажи — исключительно на старый айфон, который разряжается каждые тридцать минут, — а потому, что очень часто это единственная возможность сказать вам: «Эй там, на берегу, привет!». В инстаграмах могут быть личные сообщения, публично сказанные или «зашифрованные», с иронией или юмором, просто неудачные визуальные имиджи, но они всегда искренние, спонтанно снятые и быстро переданные адресату. Это тоже способ коммуникаций, как и вся фотография в целом, и если у нас вообще не останется возможности делать какие-либо материалы, то мы по-прежнему будем передавать исключительно инстаграмы — как «письма счастья».

Олег Климов, cpt, яхта Freelancer

На фото: экипаж во время переходя через Рыбинское водохранилище два дня назад.