29 августа — 1 сентября 2013

Плёс —Кинешма (стоянка/координаты)

В Плёсе снимали туризм. Немного и недолго. Местный таксист Ашот хотел отвезти нас на бензо-заправку в другой город и убеждал, что Лукойла нет в городе и, тем более, на воде. Мы его не послушали и оказались правы. На правом берегу Волги, сразу за Плёсом, оказалась заправка для катеров, к которой мы легко пришвартовались и заправились бензином.

Но прежде было небольшое недоразумение на фарватере. Шел встречный буксир с нефтеналивной баржой, а мы ставили паруса на медленном ходу. В какой-то момент буксир изменил курс и пошел нам «на абордаж». Это было немного странно, так как был фарватер достаточно широкий, а наш ход медленный — хоть и под всеми парусами, видимость из-за которых была несколько ограничена.

Я включил мотор и резко отработал к левому берегу — наилучший способ уйти от столкновения при благоприятном ветре. Мы полностью контролировали ситуацию и даже не беспокоились по поводу встречного.

Когда мы расходились с буксиром левыми бортами, капитан выбежал на мостик (на крыло мостика) и стал кричать матом, долго и очень нецензурно. В итоге пришлось сообщить ему, что, если он будет выражаться и дальше, мы запустим ракетницу в его нефтеналивную баржу. Это его немного успокоило, он проорал что-то напоследок и пошел.

Бывают нервные капитаны, для которых наши семь метров и шестьдесят сантиметров — не судно, а «помехи на фарватере». Особенно это касается «советских капитанов». Они так привыкли.  Поэтому иногда приходится отстаивать не только свое место под солнцем, но и на воде.

В Кинешму вошли под парусами. Справа по борту, на берегу, заметили какой-то невероятный, полуразрушенный замок и рядом небольшой залив. На высоком берегу было много людей: дети прыгали с «тарзанки», взрослые жарили шашлыки. Вечернее солнце. Нам показалось милым это место, мы быстро сняли паруса и вошли в гавань под мотором, а через десять минут уже стояли на якорях. Саша и Павел сбросили шлюпку, которую мы теперь крепим на корме на трапе во время хода, и отправились на разведку.

Замок оказался 19 века, но в 20 веке в нем была ткацкая фабрика номер два, потом библиотека, клуб, склад… Ткацкая фабрика прекратила свое существование еще в 90-х постсоветских, замок и все помещения фабрики сдавались в аренду под склады и все сильнее разрушались, так как никто его никогда не реставрировал. На некоторых крышах зданий выросли деревья, а из окон — кустарники. Поговаривают, что замок в конце концов купил какой-то местный олигарх вместе с землей, старинным пирсом, мраморной лестницей к самой Волге и памятником Пушкину, который стоит грустный в заросшем парке с нецензурным рисунком на пьедестале. Все, что сделал нынешний хозяин замка — посадил сторожа в главное здание, который, по нашим наблюдениям, только тем и занимается, что смотрит телевизор , иногда выходит на крыльцо посидеть, если погоды  тому благоприятствуют.

Левый и правый берега Волги — сплошь и рядом старинные фабрики, красные трубы, но ни одна из них не работает. Декаданс, хоть и очень красиво. Мы вообще стали замечать в этом путешествии, что, чем больше разрухи, тем кажется красивее. Может, поэтому мы считаем нашу Родину очень красивой и замечательной.

Если у замка мы ночевали в тишине и покое на якорях, то следующая стоянка у пирса речного вокзала Кинешмы, в самом центре города, была более беспокойная. Не только дети, которые постоянно окружают нашу яхту у берега, но и «взрослые-пьяные» активно интересовались не столько нашим маршрутом и задачами, сколько стоимостью яхты в рублях и долларах. Оставаясь на вахте, пока все остальные снимали в городе, Артем при всей его терпимости был вынужден включать самую тяжелую музыку на всю громкость, чтобы таким образом изолировать себя от глупых вопросов и просьб «немного посмотреть внутри на камбуз и гальюн».

30 августа фотограф Павел Волков покинул борт яхты, Александр Аксаков, на правах друга, проводил его до ж/д вокзала и вернулся, опечаленный расставанием.

К вечеру следующего дня задул крепкий восточный ветер, поднялась «открытая волна», и яхту бортом стало сильно бить о пирс. Мы были вынуждены «сняться» и встать на якоря в небольшом устье реки Кинешки, впадающую в Волгу. Мы не стали рисковать идти дальше по реке, так как впереди был мост, высота которого нигде не значилась, а «под мостом как Чкалов» мы решили не проходить.

Я был единственным, кто еще не посетил баню, поэтому на шлюпке отправился вначале к мосту, а потом и в баню. С некоторых пор нам стало затруднительно купаться в Волге. Даже не из-за холода, а из-за грязной воды и возможной инфекции, предупреждения о которой встречаются вдоль берега реки. За мостом оказался ГИМС (водная полиция), и я решил зайти к ним, чтобы узнать высоту и можем ли мы пройти под ним. Оказалось нет: высота моста 10 метров, наша мачта — 12. Можно было бы немного накренить, но это не стоило того, так как на следующий день мы собирались покинуть «декаденский» городок Кинешму.

Пока я отсутствовал, патруль ГИМС подъехал к яхте и спросил документы. Артем сказал,  что капитан ушел в баню и он не вправе показывать документы в его отсутствие. Но когда полиция узнала, сколько мы уже путешествуем по воде и сколько еще собираемся, то очень уважительно отнеслась к команде, пожелала удачи и уехала проверять документы у местных «лодочников на ямахах».

Рано утром 1 сентября мы снялись с якоря. В село Решму (вниз по Волге) должен приехать из Москвы на машине фотограф Олег Никишин. Мы идем ему на встречу по воде немного тише, чем он на своем новом джипе по бездорожью.

Текст: Олег Климов

Фото: Артем Лежепеков и Павел Волков