19 августа 2013
Уважаемые читатели Вахтенного журнала,
мне кажется необходимым ответить на некоторые вопросы, которые были заданы в комментариях и лично мне по телефону или в переписке. Здесь два комментария:
«Последнее сообщение с борта конец июля, а сегодня уже середина августа, писать разучились?Первоначальная идея была в том, что бы делать посты с картинками в вахтенный журнал каждый день. Это необходимо для поддержания боевого духа у сочувствующих и сопереживающих наблюдателей. Если делать посты раз от раза, то пропадает интерес отслеживать экспедицию и теряется смысл одна из ее составляющих, хроника. Хроника очень важна, она позволяет эмоционально прикоснуться к походу», Олег Никишин.
«поддержу олега. чуваки, инстаграммы эт конечно здорово, но мы тут типа следим и ждем. соберитесь и чиркните уже что-нибудь», Александр Белокуров.
Прежде, чем сказать что-то в свое оправдание, я должен извиниться за задержку материалов в Вахтенном журнале. От имени экипажа яхты Freelancer, я приношу наши искренние извинения. Материалы будут появляться и дальше, а недостающие (из рукописного Вахтенного журнала) появятся и в он-лайн журнале. Просто дайте нам немного времени.
Оправдания же могут показаться простые для вас, но достаточно сложные для каждого из нас. Они касаются не только Вахтенного журнала, а всего проекта в целом.
Первая причина. Мы не получили должного финансирования проекта и стали делать его практически на свои собственные средства, на свой страх и риск. Общая сумма расходов до настоящего момента составляет более 13 тысяч евро. Для такого рода фотографического проекта — это очень маленькая сумма, но для нас она является «критической». Некоторые из вас помогли нам. Мы признательны за это и все, что мы публикуем публично или в закрытом журнале — исключительно для вас и благодаря вам. Вместе с тем, мы делаем материалы, которые будут представлены на итоговой и «промежуточной» выставке. Это тоже огромный пласт работы и не всегда связан с фотожурналистикой и журналистикой.
Вторая причина. Не только состав экспедиции, но и сама ее организация были изменены уже в ходе ее осуществления. Стоял вопрос: закрыть экспедицию или продолжать, несмотря на возникшие проблемы. Я решил продолжать. В итоге все материалы мы готовим на борту яхты: выбор фотографий, видео-монтаж, тексты… Как правило, этим занимаюсь я, в единственном числе. У нас нет должной профессиональной поддержки на берегу. В результате мы стали практически автономны на воде. Члены экипажа (Александр Аксаков и Артем Лежепёков), кроме управления яхтой и обеспечением живучести на борту, занимаются фото и видео съемками. При первой же возможности. Также на борт мы приглашаем фотографов (уже работали Александр Мякишев (два раза), Екатерина Соловьева, Сергей Трапезин), которые все свое время могут посвящать занятию фотографией по своему усмотрению и которые также являются участниками фотографической экспедиции, но не участвуют в управление яхты и обеспечению живучести на ней. Как вам известно, у нас также далеко не всегда бывает электричество на борту, телефонная связь и интернет.
Третья причина. Движение яхты ограничивается скоростью до 8-10 километров в час. Не важно, под парусом или под мотором. Мы предпочитаем парус, потому что не надо платить за бензин, искать его по берегам и потому что мы любим ветер. Однако мы значительно зависим от погодных условий и стихии. Таким образом, на переход от места до места съемки мы тратим достаточно много времени и сил. Если не понятно, то скажу: это означает, что весь экипаж занимается исключительно управлением яхты. После прибытия на место стоянки мы начинаем искать «истории и темы», снимать. Это принципиально другой род занятий, чем яхтинг вдоль берегов России, но не менее сложный и мучительный. Опять-таки должен сказать, что у нас нет ресечеров и фиксеров на берегу, редакторов и т.п., кто мог бы помогать нам в поисках репортажей, историй, искать контакты и договариваться о встречах. Ни один человек не позвонил нам и не написал: парни, здесь есть классная история «про бабУшка», поезжайте к ней и расскажите нам про нее. Все хотят читать и смотреть готовые истории, сидя у монитора или с планшетом в руках, но многие даже представления не имеют, как эти историю добываются и делаются в конечном итоге. Я понимаю, что это не является причиной для оправдания непрофессионализма, но просто хочу напомнить, что нас только трое в лодке и мы продолжаем двигаться и делать материалы. Ну и потому говорю, что Вахтенный журнал для того и существует, чтобы вы знали не только «конечный результат», но «внутреннюю кухню» или хотя бы часть того, что происходит с нами.
Четвертая причина. Если вы никогда не жили втроем в одной лодке на воде, то ее достаточно трудно понять. Лодка длиной 7 метров 62 сантиметра, в ширину — 2 метра 60 сантиметров. В ней постоянно живут три человека со своими личными вещами и личной жизнью. Туалет, если нет дам на борту — на бушприте, душ — за бортом. Это единственные места на лодке, где можно уединиться, побыть одному, просто подумать. Через некоторое время ты начинаешь понимать, что являешься если не частью самой яхты, то частью своего соседа по шконке (кровать), и выбор только один: покинуть яхту или смириться с реальными обстоятельствами. До сих пор мы можем договариваться и уважительно относиться друг к другу. Мне кажется это очень важным еще потому, что фотографическая экспедиция по исследованию берегов России, в том числе, превратилась в эксперимент «над самими исследователями». И это не менее интересно и иногда не менее драматично, чем то, что происходит вокруг нас и о чем мы делаем наши репортажи.
Ну, и последнее по поводу инстаграм. Мы постоянно их делаем не потому, что нам нравиться снимать самих себя и пейзажи — исключительно на старый айфон, который разряжается каждые тридцать минут, — а потому, что очень часто это единственная возможность сказать вам: «Эй там, на берегу, привет!». В инстаграмах могут быть личные сообщения, публично сказанные или «зашифрованные», с иронией или юмором, просто неудачные визуальные имиджи, но они всегда искренние, спонтанно снятые и быстро переданные адресату. Это тоже способ коммуникаций, как и вся фотография в целом, и если у нас вообще не останется возможности делать какие-либо материалы, то мы по-прежнему будем передавать исключительно инстаграмы — как «письма счастья».
Олег Климов, cpt, яхта Freelancer
На фото: экипаж во время переходя через Рыбинское водохранилище два дня назад.
Олег, вы все настоящие молодцы и, не побоюсь этого слова, герои. То, как вы работаете, как успеваете находить истории повсюду, а потом рассказываете об этом, само по себе ценно, независимо от частоты выхода публикаций. Хоть и не всегда комментирую, но слежу за всеми вашими приключениями с большим вниманием. Хорошего вам ветра!
Держитесь, братцы! Вам не в чем оправдываться. Простите, что не можем разделить ваших проблем в полной мере.
Привет команда и капитан Климов! )
Ну наконец то какие то слова были написаны. Хотя совершенно не думал, что кэп напишет «оправдания» ). Какие еще оправдания ? Главное чтобы в журнал хоть весточка была написана какая.
И я не имел в виду какие то статьи и готовые материалы. Это, надеюсь, всем понятно и так, что довольно не легко делается, уж тем более в вашей ситуации. Просто напросто есть сопереживающие и следящие за вашим путешествием люди. А последнее время только в фейсбуке я наблюдаю иногда Олега или изредка появляющиеся фотографии в инстаграмме liberty_su. Да даже эти немногочисленные инстаграмки радуют.
Вот кстати тема для которой не надо искать берега. Напишите о психологии взаимоотношений на яхте более развернуто! Это же классная тема и очень интересная для тех, кто никогда в таких ситуациях не был. Да даже если бы вы продолжали просто писать небольшие заметки типа дневника — уже круто и сильно подогревает интерес к проекту.
В любом случае спасибо за такое огромное пусьмо! И да, вы молодцы конечно же и герои. Герои скромняги )
Олег, очень правильно, что ты это написал. И правда — не стоит оно оправданий.
Исповедь капитана — это очень актуальная тема; столько пройдено и вот она, полная откровения и внутреннего переживания история героя, который старается донести до нас всё то внутреннее содержание своей души и сущности… Олег спасибо! Побольше таких откровений!
Спасибо, что иногда что-то рассказываете ) Жаль, что мало фотографий здесь, но хорошо, что их больше в М-журнале. Очень интересно, буду терпеливо ждать новых публикаций. Удачи
Спасибо всем за понимание. @Aleksandr Morev у нас нет задачи публиковать в вахтенном журнале много фотографий, эдесь должно быть больше, что называется «внутренней кухней» и поэтому мы публикуем часто фотографии «про самих себя» (( и инстаграмы и тп. М-Журнал или другие издания (Лента, Огонек, NRC) совершенно другой «рассказ» как по фотографиям, так и по текстам/видео. Кроме того нам достаточно трудно грузить в Сеть большое количество фотографий, я уже не говорю про видео. Например, сейчас, с яхты невозможно загрузить видео, слишком слабая 3G связь
@belokurov alexandr Саша, я рад, что это не только оправдание, но и объяснение)) Что касается предложенной тобой темы, боюсь, я не в праве об этом писать так как, неизбежно, должен буду касаться личностей. Если даже буду писать только о самом себе. Естественно мы предвидели такого рода психологические обстоятельства и обсуждали еще в Питере до выхода яхты. У нас есть только два правила:
1. капитан всегда прав;
2. если капитан не прав, см пункт 1
Понятно всем, что капитан не всегда прав, но это просто ориентир и доля ответственности. Но важно чтобы капитан сам понимал когда он прав, когда нет. Думаю могу рассказать типичный бытовой конфликт, который случился недавно: мы шли ночью с огнями, достаточно узкий фарватер, ветер 3-5 м/с, небольшая волна. Ночью на воде есть некий обман зрения — горящий буй или судно с огнями кажется значительно дальше, чем есть на самом деле. Кроме того достаточно трудно определить курс (угол) под которым идет встречный по отношению к яхте. Есть какие-то уловки, например, ты видишь «зеленый бортовой», но не видишь «красного», значит он скрыт за рубкой и примерно определяешь угол. Но если ты очень близко к встречному, то это не всегда работает как надо. Кроме того, у встречного огни могут гореть по бортам на рубке и с носа белый, а расстояние между кормой и носом может быть до 100 метров, но в темноте это выглядит как в одной плоскости. Не важно. В нашей ситуации было просто, красный — левый борт, зеленый — правый. Огни были видны с обеих бортов и носовой. Судно огромное. Сухогруз. Мгла кромешная. На руле был Артем и спросил меня каким бортом расходимся. Я посмотрел и сказал — «левым». Мы некоторое время шли этим курсом, когда Саша заметил в темноте, что мы вот-вот ударимся лоб в лоб. Он просто крикнул нам не в очень в приличных выражениях и надо было как-то реагировать, быстро, причем я не был уверен, что он прав, но знал, что мое зрение хуже, хуже зрение и у Артема. Надо было очень быстро либо поверить Саше, либо продолжать двигаться прежним курсом. Артем, понятно, курс не менял и ждал моего решения. Наверное, я сколько то думал, но потом быстро взял штурвал и резко изменил курс в другую сторону — чтобы разойтись правым бортом, хотя не был уверен потому, что так и не увидел силуэта сухогруза. Скорее интуитивно или просто надо верить в команду чтобы принять прямо противоположное решение. В темноте судно прошло очень близко от нас и, понятно, было немного адреналина. Конфликт возник почти сразу и на ровном месте. Я сказал Саше, что на то он впередсмотрящий, а не дремлющий на шконке на фарватере, он мне сказал: на то ты капитан чтобы принимать решения, но решение было не правильным и мы все могли оказаться под баржой и тд. Мы были в более опасных ситуация и, слава Богу, выходили из них благополучно, но конфликтов не возникало и я очень уважительно отношусь к членам команды в этой связи потому, что достаточно часто вижу в их глазах, что они сомневаются в принятом мной решение. Но если мне начинают занудно объяснять, что «капитан не прав» в то время, когда надо «рубить мачту», то капитан не должен этого допускать, если даже мачту рубить рано. Это всегда очень «тонкая красная линия»: не только капитан должен верить в команду, но и команда должна верить в капитана. Но это не бывает на ровном месте, это надо доказать как с одной, так и с другой стороны. Мы доказываем это друг другу и до сих пор успешно, в том смысле, что мы еще на плаву )) Конечно, есть более глобальные психологические проблемы. Я думаю у каждого. Они в чем-то похожи, в чем-то отличаются и связаны с личностью каждого. О личном я не буду говорить. Кроме того, мы не просто занимаемся яхтингом, что само по себе очень сложно при отсутствие какой-либо инфраструктуры для этого, у нас есть некие задачи и фотографическая цель. Думаю у каждого есть в этой связи амбиции. Но нам очень часто трудно совмещать «утонченное искусство фотографии» с жестким яхтингом )) Если это не получается, то возникает внутренний конфликт. Неудовлетворенность. Раздражение. Мы постоянно должны делать выбор, принимать решения, почти каждый день переживаем стрессовые ситуации, касается ли это фотографии или яхтинга. В обычной ситуации у фотографа этого не бывает, обычно есть профессиональный приоритет и четкие ориентиры в этой связи, цель и задача. Конечно, фотограф може находиться в стрессовой ситуации во время съемки, но это не может продолжаться долго и каждый день. У нас есть также проблема с отдыхом. Мы не можем отдыхать. Не потому, что это какие-то особые сложные условия, нет, просто мы приучили себя всегда «быть на чеку», казалось бы, мы все предусмотрели: ветер, волну, глубину, три якоря… Можно спать. Но мы всегда ждем какое-то дерьмо потому, что знаем, научены опытом, что дерьмо — это только вопрос времени, причем не большого промежутка времени и опять нужно: ветер, волна, глубина и три якоря. Мне достаточно трудно говорить за всех, у меня просто нет на то полномочий, но мне лично кажется, что эта фото-экспедиция уже имеет огромное значение в жизни, по крайней мере, одного фотографа — это я.
Разделяю и поддерживаю, правда только морально. Не обращайте особого внимания на недопонимание со стороны тех, кто за бортом. Сытый голодного не разумеет.
спасибо, Олег!